Американский сатанизм или потерянный рай

Избрав тему с таким странным названием мы должны сразу сделать поправку, для того что бы наше дальнейшее изложение было для читателя ясным и контрастным. Речь не идет о колдовском проклятии и причинение вреда другому через манипуляции природными силами. В нашем смысле «потерянный рай» или проклятие, есть американский сатанизм.

Сергей Сефардский (fr. SSF)

Содержание:

Это мифологическое и онтологическое изгнания из рая всего (или некоторой части) человечества, утверждения Деизма, то есть отсутствия бога в сознании людей. Ярким представителем плеяды таких Проклятых является английский поэт и мыслитель Джон Мильтон с его знаменитой фразой из «Потерянного Рая» — Better to reign in Hell then serve in Heaven, Лучше быть слугою Ада, чем рабом Неба.

Потерянный рай. Джон Мильтон. Гравюры Гюстава Доре
Потерянный рай. Джон Мильтон. Гравюры Гюстава Доре

Европейский декаданс

Начиная с 17 века в Европе начинается эпоха просвещения, что характеризуется упадком религиозной мысли, которая больше не возноситься к теологическим и метафизическим высотам как в томизме Фомы Аквинского.

Мысль приобретает черты плоского, утилитарного и грубого интерпретированного модуса, направленного ни на познание бытия божественного начала, а скорей к своей противоположности — бунту против этого начала.

Фома Аквинский
Фома Аквинский

Эпоха просвещения набирая свои обороты в Английской мысли 17 века, и постепенно распространяясь на всю Европу, больше не ставит бога на вершину онтологического треугольника — миром начинает править две другие его стороны — индивидуум и природа.

Джон Локк 1632 — 1704 Английский философ либерализма и эмпиризма
Джон Локк 1632 — 1704 Английский философ либерализма и эмпиризма

К концу 19 века в Европе возникает целое направление мыслителей, поэтов, философов и мистиков, которые характеризуются как Проклятые. То есть богооставленные и изгнанные из рая, где сознание больше не испытывает Блага, обещанного в теологических перспективах.

При этом проклятые понимают лучше других, в каком положении находится бытие человечества и что с ним происходит. Такое направление позже, уже в 20 веке разделилось на два непримиримых «лагеря» — сторонников Эроса и сторонников Танатоса, Жизни и Смерти, Традиции и Бунта.

Ярким примером такого мыслителя 20 века является французский философ Рене Генон, стоявший на позиции непримиримого традиционализма и считавший новые парадигмы «царства количества» — бунтом Сатаны против единства божественного начала и кризисом современного мира.

Рене Генон Художник Отари Кандауров
Рене Генон Художник Отари Кандауров

В наших заметках мы не собираемся давать детальное описание Традиционализма, как фундаментальной теории критики современного мира, нас интересует другая его сторона, его тень.

Мистический пост-сатанизм как явления бунта против бога, коллективной морали и утверждения индивидуальной нравственной позиции с точки зрения таких маргинальных институтов как Церковь Сатаны и Храм Сета, что и является предметом нашего исследования.

Вопросы о происхождении сатанизма

В свою очередь мы задаем три вопроса и основных положения применительно к данной теме:

  • Откуда происходит понятие Сатанизма 20 века и на какой философской модели оно (понятие) основывается?
  • Почему популярный сатанизм именно Американский сатанизм и как такое экзистенциальное основание влияет на работу самих адептов сатанизма.
  • Что дальше? Требует ли сатанизм полного и совершенного признания мировым оккультным обществом или «ну и пускай они там сотону призывают, мы все равно круче»?

По первому пункту — происхождения сатанизма, мы уже отчасти ответили. Приводя в пример индивидуализм и прогрессизм эпохи просвещения в Европе 17 — 18 веков, оставившие некий вид онтологической пустоты в коллективном сознании, которая стала заполняться экстравагантными моделями религии — Учение Третьей Эпохи Троицы — Марии де Нагловска, Телема — Алистера Кроули, Братство Сатурна — Евгения Гроше etc.

Все эти религиозные модели заполняли пустоту отсутствия бога, но их Ритуал, метафизика и теологическая экзегеза или объяснение веры, основывались на традиционных моделях инициации, где какой либо из одной сторон инициации просто предавалась завышенное значение, как к примеру у Марии де Нагловски.

Мария Нагловская
Мария Нагловская
Евгений Гроше
Евгений Гроше

Все вышеперечисленные магические системы так или иначе были связанны с инициатической преемственностью. Ибо Европейская оккультная, герметическая и мистическая традиция основывается не только на метафизике и герметической онтологии, но так же и на «предании». То есть передачи знаний от адепта к адепту, которая может быть выражена разными способами, а не только передачей хартий и индульгенций.

В таком смысле Кроули или Гроше — это не тот сатанизм какой мы наблюдаем в 21 веке, это явление самого Традиционализма, который пытается использовать новые инициатические инструменты в Новое Время (20 век), оставляя за вуалью Исиды стандартные алгоритмы магических ритуалов и философии.

Американский сатанизм

Другой тип сатанизма мы наблюдаем в Соединенных Штатах Америки — коллективное сознание которой сформировалось довольно недавно. По сравнению с традициями и обычаями европейцев, которые ведут свою мифологическую, магическую и религиозную философию еще со времен Платона.

И даже общая структура Европейского постмодерна не дает заглушить те онтологические корни, что присутствуют у каждого европейца, постоянно пробиваясь вверх, сквозь призму социальных и экзистенциальных искажений современного мира.

Напротив — тип «американский сатанизм» не имеет конкретного основания, на котором бы базировались инициатические идеи и как вспаханное поле приносили бы свои философские плоды. Но это не значит что к примеру Антон Шандор ЛаВей не был знаком с философией Ницше или с трудами Станисласа де Гуайта, мартиниста и розенкрейцера, от которого ЛаВей взял символ обратной пентаграммы, ставший впоследствии символом Церкви Сатаны.

Печать Бафомета из книги «La Clef de la Magie Noire» Станисласа де Гуайта
Печать Бафомета из книги «La Clef de la Magie Noire» Станисласа де Гуайта

ЛаВей убрал формулы Samael и Lilit, но оставил пять каббалистических букв в лучах пентаграммы, которые читаются как ЛевиафанВ1981 году церковь Сатаны зарегистрировала такую пентаграмму как торговую марку.

fr. SSF

Вся американская цивилизация, ее онтологический срез, есть логос «торговца», что следует принимать как данность и учитывать этот фундаментальный факт в наших критических заметках.

Европейцы, которые осваивали Северную Америку в 18 — 19 веках, стремились создать цивилизацию, которая могла бы торговать ресурсами этого континента и начинали с чистого листа, то же нужно отметить и в контексте американской религиозности, магии и мистицизма — это Tabula rasa европейской цивилизации в северной Америке.

В таком смысле нам становиться понятно, что данная цивилизация представляет из себя логос постмодерна, но не европейского, о котором было уже сказано, а самобытного американского — со своими поправками, играми, иллюзиями и ошибками, так как постмодерн особенно сильно —как парадигмальный срез сознания, подвержен искажениям и неверному экзистированию.

Антон Шандор ЛаВей. Американский сатанизм
Антон Шандор ЛаВей

В 1966 году ЛаВей пишет Сатанинскую Библию и объявляет о начале эпохи сатаны, при этом исчисление начинается именно от этой даты. Такое отношение к летоисчислению характерно для всех религиозных конфессий, которые руководствуются датой получения какого либо откровения, как началом нового мира — здесь мы видим ЛаВея в традиционном качестве мага, пусть и экстравагантного, но соблюдающего традиции.

Профанизм и сатанизм

Совсем другой контекст мы видим при написании им Сатанинской Библии, где он приводит 19 Енохианских ключей в собственном переводе, бессодержательно доказывая превосходство своей интерпретационной модели над другими и ярко, в постмодернистском стиле дает обоснование этому переводу;

 «Я представляю свой перевод приведенных ниже воззваний, архаичный, но истинно сатанинский в той мере, в какой он снимает позолоту с перевода, коим пользовался в конце девятнадцатого века Орден Золотой Зари».

Антон Шандор ЛаВей

Или в другом месте:

«Отказавшись от некогда служившего практическим целям отбеливания такими выражениями, как, например, “священный” или “ангельский” и от произвольно выбранных групп номеров, служивших заменителями “богохульных” слов, я представляю ИСТИННЫЕ енохианские воззвания в том виде, в котором мне их вручила неведомая рука».

Антон Шандор ЛаВей
Енохианский язык полученный Джоном Ди (1527 — 1509) в конце 16 века
Енохианский язык полученный Джоном Ди (1527 — 1509) в конце 16 века посредством спиритических сеансов и общения с ангельскими силами. На данный момент широко используется в ритуальной магии Западной Герметической Традиции, для инвокации ангельских сил

Нужно отметить что парадигмы Традиционного общества, а так же мира модерна (атеизма, саентизма, прогрессизма, рационализма) требуют философско — рационального обоснования каждой идеи, используя разные инструменты — математику, филологию, семиологию etc, что и является в нашем представлении наукой, как древней, так и современной. Но постмодерн (то что после модерна или современности) этого совсем не требует и даже отрицает!

ЛаВей не получал никакого откровения свыше или «с ниже», а его неведомая рука есть просто желание того, что бы традиционная (читай магическая) картина мира соответствовала его мировоззрению, что в целом свойственно американскому постлиберализму. В этом контексте критика Церкви Сатаны достаточно проста — сатанинская церковь ЛаВея есть торговый бренд, реклама фиктивного товара, шоу для маргиналов всех мастей, но ни как не инициатическая система способствующая преображению человека в нечто иное, даже пуская в демона или служителя сатаны.

Раскол парадигмы американского сатанизма

Через 10 лет после наступления эпохи сатаны, ближайшие соратники Черного Папы утверждая кризис сатанинской Церкви, стали искать альтернативные идеи, отказываясь основывать свое мировоззрения на шоу Антона Шандора ЛаВея. Среди них была и его дочь Зина Галатея ЛаВей, больше известная как Шрек (автор нашумевшей книги по сексуальной магии «Демоны плоти), которую он в три года посвятил в Церковь Сатаны и которая впоследствии примкнула к ближайшему другу ЛаВея — Майклу Аквино, создателю в 1975 году Храма Сета.

Зина Галатея ЛаВей (Шрек). Американский сатанизм
Зина Галатея ЛаВей (Шрек)

Идея магического оргазма не брызнула в один прекрасный день из чресл Кроули. Мы собираемся показать, что на самом деле многие традиционно приписываемые Великому Зверю «открытия» принадлежат ныне позабытым предтечам Кроули из псевдорозенкрейцеров. Еще мы попробуем разрешить спорный вопрос, а был ли вообще Кроули истинным магом пути левой руки. 

Зина и Николас Шрек «Демоны Плоти»

Майкл Аквино

Майкл Аквино был другим «яблоком», которое упало значительно далеко «от яблони», иными словами Аквино является полной противоположностью Черного Папы. Бурная биография Аквино начинается со службе в армии в качестве офицера сил специальных операций США и получения степени бакалавра политологии — мы приводим эту биографическую справку из Википедии не просто для того что бы заполнить наши критический заметки буквами, нас интересует психическое содержание личности Аквино, его экзистенциального статуса, его мировоззрение.

Люди такого социального статуса как Аквино всегда тяготеют к социальной вертикали власти, а значит онтология таких людей и в магическом контексте выстраивается через метафизическую вертикаль.

В 1975 году, в ночь на летнее солнцестояние — Аквино получает мистическое откровение, которое выражается в двух текстах — «Книга Прибывшей Ночью» и «Слово Сета», последняя является Енохианскими Ключами, но полученными в процессе ченнелинга от божества по имени Сет.

Книга Прибывшая ночью

Мы уже говорили о приверженности Майкла Аквино иерархическому порядку, который и был экстраполирован через «Книгу Прибывшую Ночью». То есть как бы мы не называли бы этот текст — фикцией, иллюзией самого сознания автора или откровением полученным через Сета — мы видим что Аквино начинает традиционный путь преемственности, которого никогда не существовало в американском сатанизме.

Преемственности не европейского порядка, где откровение получает адепт, который принадлежит к инициатической организации, которая является иерархической формой более раннего Ордена (мистически поддерживает ряд его магических формул), и видоизменяет алгоритмы магических ритуалов на более релевантные, то есть отвечающие запросу времени. Таким примером может служить магический и мистический путь Великого Зверя, но Телема в данный момент не служит предметом нашего исследования.

Преемственность Аквино и Храма Сета — онтологическая как алгоритм философских размышлений и метафизическая как откровение свыше.

слева Аквино — справа ЛаВей. Американский сатанизм
слева Аквино — справа ЛаВей

И потому Книга Закона приводила в замешательство тех, кто наталкивался на неё, и творческий блеск Мага Алистера Кроули был испорчен бессмысленным разрушительным действием. И потому он был озадачен тайной, которую не мог раскрыть. 

Книга, Прибывшая Ночью/ Майкл А. Аквино VI°

Аквино и Кроули

Сама стилистика «Книги Прибывшей Ночью» напоминает Книгу Закона Алистера Кроули, при этом в книге Аквино используются так же цитаты из откровения Кроули и в этом смысле автор Сетианского откровения утверждает преемственность, так нужную американскому сатанизму середины 20 века.

Интересным моментом является то, что Сет в «Книге Прибывшей Ночью» признает Кроули Магом эона с определенной магической формулой,которую он (Сет) сам ему и дал, а ЛаВея выводит на трансперсональный уровень, так же имеющим магическую формулу, далее он утверждает что апофеозом раскрытия Нового Эона является Маг Аквино так же с магической формулой или словом власти.

Теперь это случилось, и Книга Закона раскрыта: «Назначен наследник Первого столетия — Аквино, — ломающий Ключи доктрин Антона ЛаВея — великий Маг наступающего года перепосвящения Хепри; основание его законного Жречества — Сета — истинное происхождение Книги Закона». Майкл Аквино, ты становишься Магом V° Эона Сета.

Я, Сет, вновь пришёл к моим друзьям среди человечества — Пусть моя великая элита будет представлена мне.

Книга, Прибывшая Ночью/ Майкл А. Аквино VI°

Слово Кроули как Мага — Телема (Бесстрашие по версии Дона Вебба V°, Верховного Жреца Храма Сета), Эон ХарВер или Хора, то есть внутреннего Я внутри Космического порядка — (по версии Книги Аквино), который длился до 1966 года.

Слово ЛаВея — Потворство, промежуточная стадия между эоном Хора Кроули и Эоном Сета Аквино.

Слово Аквино — Становление, Хепер (внутреннее Я Сета, отдельное от порядка Космоса)

Американский сатанизм. Печать Храма Сета

Печать Храма Сета

Узри, o Запад, я установил свой Эон. Я наказываю врагов, помещая их в Место Уничтожения. Я поставлю к ним стражей, от чьей охраны там нет спасения. 

Книга Прибывшая Ночью

Онтология посвящения во взглядах Аквино

Так же можно отметить что инициатический порядок в Ордене Сета состоит из шести степеней вершиной которого является степень Ипсиссимуса (лат), что отчасти повторяет ступени ордена Arcana Arcanorum Алистера Кроули, другие же ступени носят наименования иерархического порядка розенкрейцеровского ордена Злато — Розового Креста 1710 года, что наводит вдумчивого исследователя на мысль о неслучайности таких мистических связей.

Степень Ипсиссимуса дала Аквино возможность комментировать Книгу Закона в собственном Сетианском Ключе, что не служит на данный момент предметом нашего анализа, но так как слово эона Сета есть — Становление, то мы вкратце попробуем объяснить эту формулу.

Под Становлением имеется в виду фюзис ( φύσις — греч) материи, иными словами Нуит Книги Закона — ее постоянный рост и убывание до понимания бесконечности этого аспекта бытия — рециклирование и вечное возвращение связанное с пантеистической организацией сознания в самом человеке.

Внутреннее Я Сета отделенное от порядка космоса (то есть от эйдетического по Платону) есть отдельная демиургия материи, иными словами и гностически — падшей Софии, которая создала себе ложного бога.

Такое противоречие Традиционной метафизики Майкла Аквино не чуть не смущает, так как он не видит (в отличии от Рене Генона или Кроули) в этом проблемы и с помощью такой модели (полученной через откровение) с легкостью объясняет все три части Книги Закона.

КНИГА ЗАКОНА
Книга Закона

Я — Сокологлавый Владыка Молчанья и Силы; немес мой покрывает синее небо ночи

Книга Закона

Я — Владыка Двойного Жезла Власти, жезла Силы Coph Nia, — но левая рука моя пуста, ибо я сокрушил Вселенную; и осталось ничто.

Книга Закона

Окончание этих слов — Слово Abrahadabra.

Книга Закона

Американский темный постмодерн

На поверхностный взгляд видно, что Аквино использует идеи постмодерна, но в мистической форме — философское же его содержание раскрывается к примеру у такого французского мыслителя — постструктуралиста как Делез с его знаменитой Ризомой, то есть корневищами которые растут только по горизонтали и составляют некое Я в себе, как грибница, которая ни когда не растет вертикально.

Жиль Делез
Жиль Делез

Писатель как тот, кто видит и слышит, — вот цель литературы: переход жизни в язык, который учреждает Идеи. 

«Критика и клиника» Жиль Делез

Если сравнить открытый и позитивный постмодерн Делеза и мистическую философию Майкла Аквино, то между ними мы увидим много общего в том числе и основной принцип — демиургия и креативность Нуит без участия Хад и нескольких форм Хора, воспринимаются интерактивно и как новое откровение.

Вот что пишет Дон Вебб V°, Верховный Жрец Храма Сета:

Однако постмодернизм станет синтезом предыдущих трёх эпох. В нём появится великое множество парадигм для ответа на вопросы. Эти ответы будут распространяться глобальными средствами — от книг до Интернета. Они будут укрепляться усилиями естественных наук, и их реализация сделается возможной. В такое время вдохновленная книга другого утратит своё значение, ибо самое важным приобретением человека станет система философии, способная помочь ему использовать исторические силы, которые сейчас возникают. Храм Сета стремится создать такую систему и всегда ищет утончённые умы и бесстрашные сердца, которые смогут поспособствовать её совершенствованию.

Дон Вебб V°, Верховный Жрец Храма Сета
Дон Вебб V°, Верховный Жрец Храма Сета. Американский сатанизм
Дон Вебб V°, Верховный Жрец Храма Сета

Традиционная магическая система характеризуется принятием трех основных принципов — вышние апофатическое Ничто сравнимое с Благом и пневмой у Платона, нижнее апофатическое Ничто или Materia Prima и логос, человек, Сын — между ними.

Стоит отметить что Логос прибывает в трех инициатических фазах — нисхождение — смерть — возрождение, сам же человек, лишенный до поры алгоритма понимания этих фаз подымается как бы из Земли, первоматерии, но имеет в себе, благодаря инициации — принципы всех трех бытийных модусов.

В Телеме Кроули эти бытийные и метафизические принципы известны как Хадит, Нуит, Ра Хор Хуит, что для Великого Зверя было достаточно релевантной идеей, так как адептат в Герметическом Ордене Золотой Зари проходил сквозь призму любых мыслительных процессов Алистера Кроули.

Нам не совсем точно известно, да и можем ли мы это установить в каких пропорциях существует постмодерн и традиционализм в Храме Сета Майкла Аквино. Возможно ли такое сравнение, если сами его адепты отрицают традиционную онтологию, взяв за первооснову откровение Слова Сета, как единственный принцип инициации в новое время, отбросив остальные два!

Остается только добавить, что если орден Храма Сета и является контр-инициатическим, тем не менее он есть радикальный прорыв сатанинского мировоззрения, которое перестало играть в пластмассовые игры ЛаВея и пытается нащупать не только глубину масок постмодерна, но и высоту апофатического Ничто, тщательно скрываемую от непосвященных.

Примечания:

Цитаты из «Книги Прибывшей Ночью» и «Слова Сета» являются переводом Arthemius, под ред. Fr. Nyarlathotep Otis

Цитата из 3 части Книги Закона Алистера Кроули в переводе Анны Блейз