Православие и Кинчев: субкультурный анализ

Сегодня речь пойдет не просто о христианстве, а о субкультурном православии в лице лидера группы Алиса Константина Кинчева. В нашей заметке мы не намерены излагать творческий путь этого человека, нас интересует другое: духовные грани этого пути и почему существует в субкультурной среде такое явление как «субкультурное православие.» Православие и Кинчев наиболее интересная проблема в русской рок музыке.

Сергей Сефардский (fr. SSF)

православие и кинчев

Апофеозом маргинального потока и его маркера в творчестве Алисы является песня «Красное на Черном», написанная еще в прошлом веке, где раскрывается отношение субкультурной среды рок’н’ролла к обществу обывателя — выражается протест и инверсия многих идей, которые в социальной среде являются из покона веков само собой разумеющимися:

По ошибке, конечно, нет,
Награждают сердцами птиц,
Тех, кто помнит дорогу наверх
И стремится броситься вниз…

в груди хохотали костры,
И неслись к небесам по радуге слёз,
Как смиренье глаза Заратустры,
Как пощёчина Христос.

Мы видим — слова «Те кто помнит дорогу наверх, но стремиться броситься вниз», выражают определенный тип отношения и взгляда субкультуры на общество, религию и государственность характерную для того времени (песня была написана в 1987 году). И означают не только отрешенность власти и народа, социальную бездну между ними, но и благо которое находиться только внизу. Именно там и только там существует и бьет ключом жизнь Константина Кинчева, именно там находиться верх власти и социальной жизни общества.

Другое выражение — «Как смиренье глаза Заратустры, Как пощёчина Христос» имеет более ярко выраженные философские и теологические контексты. Ницшеанский Заратустра никогда не призывал к смирению, а Христос, который есть символ Любви -не может давать пощечину.

Противоположности

Иными словами мы видим изменения идей на свои противоположности. Именно в этом состоят все идеи еще тогда маргинального и совсем не православного Кинчева.

Что изменилось в творчестве Алисы за все эти годы? С начала 2000 годов Кинчев начинает втягиваться в православие, но особым образом. Эта религия для него является не только религией Любви, но и борьбы духа со смертью и силами зла, выраженными во внутреннем поле битвы и переданными через песни:

По имени Рок, По жизни Звезда, По крови Огонь, По судьбе Борозда, По вере Любовь, По религии Крест, По сути Опричник Небес. На Рыжем коне Он движется в мир. Рубцы городов, Бородавки квартир Врачует война, Землю не уберечь, Не мир он несет, но меч.

Константин Кинчев текст песни «Всадники» 2003 год

Такое отношение к «религии любви» сформировалось у лидера Алисы неслучайно — долгие годы он пытался избавиться от наркотической зависимости и православие помогло ему сделать нужный выбор, но также и раскрыло и другие грани религиозной веры. Борьбы человеческого духа с желаниями и страстями. Не только через смирение, но также через смертельную внутреннюю битву с самим собой.

Дорога Вниз Константина Кинчева

По всей видимости Кинчев стал понимать, что дорога вниз -не есть путь вверх, поэтому даже изменил текст вышеприведенной песни — теперь он звучит так: — «Те кто помнит дорогу наверх, но бывает падает вниз.»

Я внутренней борьбой занимаюсь, потому что столько всего внутри живет, что с этим как раз и хочется побороться. И когда ты начинаешь со своими пристрастиями расправляться, на все остальное времени попросту не хватает. Поэтому, пусть будет мир во всем мире, и никто не болеет из близких и родных – это что касается внешнего мира. Вся же остальная борьба вовнутрь направлена, а там такая «поляна для битвы», — рассказывает Кинчев.

Теперь, через образ Константина Кинчева мы должны понять что такое субкультурное православие и его характерные черты. Сам Кинчев считает как свою религию, так и рок’н’ролл субкультурной средой:

– Я всегда говорю, что Церкви и рок-н-роллу полезней быть в гонении, потому что это определенный поступок. В те времена, становясь священником или рок-музыкантом, ты вычеркивал себя из социума, и вся система противостояла тебе. Ты-то, занимаясь своим делом, никому не противостоял, а вот система тебе противостояла. Ты жил, не думая, что будут какие-либо последствия, но они возникали, а ты продолжал делать то, что должен.

Иными словами православие является субкультурным, потому что его придерживается незначительная часть общества. Все остальные копируют его во внешней форме, а не в духе и слове.

Они не борются внутри себя с желаниями, страстям, стяжательством и жадностью — позволяют себя вести со своими близкими, друзьями и просто людьми как последние подонки, абсолютно не задумываясь о своих словах и действиях, так как нужно много усилий что бы изменить себя и быть не такими как все.

Православие, Кинчев и общество

В современном обществе, как мы уже отмечали принято говорить православной вере, но попробуйте в этом же обществе сказать большее о своей религии — о Христе который победил смерть, о святой Богородице и о сонме ангелов борющихся с полчищами бесов, как сразу на вас будут смотреть с опаской и крутить у виска пальцем.

Вот такая теперь общепринятая вера Православных — номинальная, но абсолютно не реалистичная и антидуховная. Такая псевдо вера выталкивает всех истинно верующих людей на периферию социального круга, демонизирует их и делает общественными отщепенцами, которые не умеют крутиться в обществе денег, власти и торговли.

Тем самым создается определенная субкультурная среда, которая противостоит обществу не только постоянной внутренней борьбой, как мы уже отмечали, а творчеством, словом, поэзией и музыкой.

Ангел с обожжённым крылом смеётся зверю в лицо,
Все, чем дорожит этот мир, он замыкает в кольцо,
Он, играя, сводит на нет любую прихоть земли.
Ангел с обожжённым крылом — последний довод Любви!