Причина происхождения рабства: философский взгляд

В современном мире тема рабства и рабовладения до сих пор является актуальной. Причина происхождения рабства уводит исследователя в глубину веков. Именно там мы можем найти предпосылки для современной интерпретации такого явления как рабовладельческий строй.

В этом небольшом философском труде нас интересуют не исторические предпосылки возникновения рабства в человеческом мире. Нам интересны психологические аспекты его возникновения и философские инсинуации по этому поводу.

Сергей Сефардский (fr.SSF)

Причина происхождения рабства. Рисунок. Арт.

Причина происхождения рабства в древнем мире

Ни для кого не секрет, что в древнем мире существовало рабство. Но мало кто знает, что понятия рабства древнего мира достаточно радикально отличается он концептов и идеологических установок Европы XVII века.

Традиционное общество премодерна от Древнего Египта и до Римской Империи основывалось на нескольких политических и социальных составляющих, таких как:

  • Жесткое утверждение доминирующей религии.
  • Централизация власти.
  • Сословная аристократия с доминацией и основным модусом, направленным на военное дело и завоевание прилегающих территорий.
  • Преимущественно аграрное производство с широким классом людей труда и ремесленников.

К этим четырем составляющим древний мир добавлял и пятый принцип. Принцип рабовладения. Нужно отметить, что основные европейские страны тех эпох претендовали на статус империи. Они требовали значительного расширения своих пространств как в экзистенциальном, так и в геополитическом смысле.

Эти империи так называемого первого типа устанавливали свое могущество на обширных территориях путем вторжения и завоевания. У каждой политии другого государства по отношению к империи был выбор. Оказывать сопротивление превосходящим силам или сдаться и войти в состав империи.

В первом случае, после победы империи, все граждане побежденного государства становились рабами. Иными словами рабы древнего мира, это обычные военнопленные, а причина происхождения рабства, — это расширение имперской территории.

Такие рабы как правило обслуживали аристократическое сословие и их бесплатный труд широко применялся в сельском хозяйстве.

Рабство в Европе в эпоху позднего Ренессанса

В традиционном обществе премодерна рабство никогда не было связано с этнической и расовой принадлежностью. Такой концепт стал возможным только в эпоху европейского ренессанса и перехода общества в парадигму модерна.

Европейцы были первыми, кто сосредоточил свое внимание на субъекте как индивидууме. До этого, таким нераскрытым субъектом в древнем обществе являлся бог или боги, а человек онтологически был посредником между божеством и материей.

В новое время религиозность индивидуума была пересмотрена. И понятие божественности ушло на периферию социального и экзистенциального круга в европейских умах. Целью индивидуума эпохи ренессанса была победа над природой.

Человек европейского модерна стал обладать понятиями прогресса, науки и западной цивилизации. Именно это сформировало не только идею высшей расы у европейцев. По сравнению с людьми других регионов. Но это также послужила формированию морских империй второго типа.

По мнению европейских философов позитивистов того времени, человек это субъект. Такой субъект знает грамоту и стремиться к наукам, для того чтобы побеждать природу и материю. Все остальные, кто не обладают такими экзистенциальными качествами являются просто объектами.

Такие объекты коррелируют с понятием природы. Из них еще нужно сделать человека, если это вообще возможно. Так думал европеец во времена Португальских, Голландских и Английских завоеваний Нового Света.

Разумеется как население Африки, так и коренное население центральной и северной Америки для колониальных империй было просто природой. Эту природу нужно побеждать и культивировать.

В последствии такие концепты европейского возрождения формируют третью политическую теорию и расовые предрассудки в европейской цивилизации.

Формулировка понятия рабства

Иными словам, раб в европейском понимании, это не просто человек другого цвета кожи, по которому строится отношение к индивидууму. Европейский концепт рабства отрицает в других цивилизациях само наличие индивидуума. Именно это послужило причиной того, что колониальные империи второго типа не включали колонии в адекватную парадигму своего общества. И выкачивали из них как человеческие, так людские ресурсы.

Итак, в этом небольшом эссе мы выяснили как причины происхождения рабства в человеческом мире, так и разделили это понятие на две категории. Сделано это было для того, чтобы объяснить феномен рабства XVI-XVII веков.

Именно сам концепт рабства в эпоху европейского модерна до сих пор не понятен в обществе. Многие задают себе вопрос, как через полторы тысячи лет в цивилизованной Европе мог возникнуть такой античеловеческий концепт. Причины этих идей не лежат на поверхности. Они уходят в глубину коллективной психики.

Именно в самых глубоких местах коллективного бессознательного кроется идея того, что каждый человек уникален, свободен и по настоящему красив.