Современный российский художник Эрик Булатов создает свои картины и иллюстрации в стиле социалистического арта, который лучше характеризуется как советский поп-арт. Однако в отличии от западных художников этого направления, Булатов придает своим работам метафизическое измерение не на основании предметов потребления, как это делал Энди Уорхол. Российский авангардный живописец плетет собственную ткань бытия, обращаясь к идеологии Советского Союза, — синтезируя элементы конструктивизма с советскими лозунгами и пейзажным фоном в общей творческой пародии.
Биография Эрика Булатова
Известный художник Эрик Булатов родился 5 сентября 1933 года, в городе Свердловске, СССР. Он учился в московской средней художественной школе при институте имени Сурикова, которую закончил с золотой медалью и позже поступил на факультет живописи в этом же высшем учебном заведении. Еще получая образование, Булатов стал сталкиваться с творчеством, которое было запрещено в СССР. На ранние работы русского живописца оказали большое влияние такие мастера художественного модернизма, как Роберт Фальк и советский художник иллюстратор Владимир Фаворский.
После института, художник Эрик Булатов долгое время работал иллюстратором детской литературы. Будущий мастер русского концептуализма оформлял книги на сказки братьев Гримм и Андерсена, которые были популярны в то время. По мнению художника, именно в детской литературе того периода, миру советского изобразительного искусства удалось сохранить все традиции. Однако, паралельно с работой на государство, Булатов писал и свои картины.
Зачастую Эрик Булатов создавал одну картину несколько лет. Самый долгий его творческий порыв растянулся на два десятилетия. Это была картина «Зима», которую он начал в 1978 году, но окончательно закончил только в конце 90-х годов. Работа представляет из себя некий вид пейзажного экспрессионизма, — однородная снежная поверхность с мрачными тучами на горизонте, накрывающими небольшую деревню, — наиболее точно характеризует внутренний мир художника в этот период.
Некоторые из трудов художника больше напоминают идеологические иллюстрации времен СССР, но несут совсем другой смысл, по которому и угадывается величие идей мастера русской авангардной живописи.
Сейчас Эрик Булатов живет в Париже и имеет множество постоянных экспозиций в разных уголках земного шара. Современны художник концептуальной живописи выставлял свои картины «День-ночь», «Живу дальше» и «О» в Третьяковской галерее, а также создал оригинальную работу «Свобода», для Музея Первого президента России. Эрик Булатов является одним из лучших художников 21 века, работающих в стиле исторического конструктивизма и социалистического поп-арта.
Искусство Эрика Булатова: концептуальные картины
После переезда в Париж в 1992 году, Булатова все больше стали интересовать экзистенциальные проблемы в обществе. Его фундаментальная работа «Слава КПСС II», созданная в 2005 году, постулирует противоречия между социальной и духовной природой в каждой человеческой душе. Современный человек, за кричащими масс-медийными лозунгами, не способен увидеть другое метафизическое измерение, которое выражено в картине художника голубым небом.
Его художественное полотно «Картина и зрители», написанная в 2013 году, является сиквелом на картину Александра Иванова «Явление Христа народу». В этой работе художник русского концептуального поп-арта, старается синтезировать фигуру Спасителя и людей, которые смотрят на его картину. Иными словами изобразить архетипический образ Христа вместе с народом, тем самым придав картине Иванова новое экзистенциальное измерение.
Картина Булатова «Свобода есть свобода» (2001), является художественным выражением стихов русского авангардного поэта «Всеволода Некрасова». В этой работе художник Эрик Булатов выражает апофеоз своего творческого пути, придавая этому изобразительному опусу окончательное метафизическое стремление. В картине слово «свобода» напрямую указывает на голубое небо, на саму бесконечность пространственных смыслов, тем самым нивелируя любое осмысление его собственных идей.
В 2019 году Эрика Булатова стали интересовать социальные перспективы в обществе. В своей картине «Улица Сен-Дени» (La Rue Saint Denis), художник изображает парижскую улицу с тенями прохожих, которые возникают от еле видимого закатного солнца. Тем самым Булатов пытается зафиксировать прошлое, выраженное в старинных парижских домах. В этой работе концептуальный живописец видит тени людей, как нечто временное и непостоянное, отдавая предпочтение традиционной вечности в архитектуре, как основы любой социальной общности.