Стили и направления в изобразительном искусстве: живопись эпох

Каждая эпоха человеческого историала, вносила свой вклад не только в философию, но и в культуру изобразительного искусства. Живопись эпох, стили и направления в изобразительном искусстве, являются неотъемлемым культурным содержанием, сквозь призму которых, появляются новые художественные идеи, концепты и смыслы. Изобразительное искусство, это всегда противоречие и антиномия — той культурной эпохи, в которой живопись существует или когда-то существовала.

Содержание:

Стиль арт-деко: роскошь и шик XX века

Стиль изобразительного искусства арт-деко, является утопией или мечтой будущего, в картинах множества художников. Для этого стиля характерны геометрические линии в фигуративных образах, а также сюжетная роскошь, шик и идеи наслаждения жизнью. Арт-деко (art déco) имеет французскую этимологию слова и буквально переводится, как декоративное искусство или декорация.

Иными словами, сюжетные линии арт-деко, это декорация и яркий фасад жизни, как правило не имеющий ничего общего с реализмом. Яркими представителями этого направления считаются художники Зинаида Серебрякова, Карлос Саенс де Техада, Тамара де Лемпицка, Хосе де Альмада Негрейрос и Роман Тыртов (Эрте).

Художественный стиль арт-нуво: французский модерн

Для художественного стиля арт-нуво характерны плавные фигуративные формы, контраст цветовой палитры, декоративность и неестественные силуэты. Также, это направление живописи, интегрировало в свой стиль, как ближневосточные мотивы, так и традиции японских гравюр. Стили и направления в изобразительном искусстве не знают более многогранной идеи, чем арт-нуво.

В России, искусствоведы называют это направление модерном. Французы определяют его как «Art Nouveau» (арт нуво), бельгийцы как «стиль либерти», а в Германии арт-нуво называют «югендстиль». Яркими представителями стиля арт-нуво являются: австриец Густав Климт, чешский живописец Альфонс Муха (Alfons Maria Mucha) и французский художник Поль Гоген.

Живопись в стиле арте повера: итальянский минимализм

Художественное течение арте повера зародилось в середине XX века. Для этого стиля характерны черты минимализма и простоты восприятия мира. Арте повера буквально и в переводе с итальянского, означает «бедное искусство». Бедность и итальянский художественный минимализм этого течения, постулирует прямой контакт человека и вещи. Зрителя и художника. Арт Повера, это направление художественной мысли, которое не признает чувственность, как посредника между человеком и материей. Представителями этого направления являются итальянцы Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони и Джорджио Гриффа.

Художественная анималистика: животные и природа

Стили и направления в изобразительном искусстве всегда обращаются к теме природы и животного мира. Сюжетные линии такого жанра живописи, имеют в качестве героев своих картин, животных, птиц и нередко морскую фауну. Художники этого направления живописи, пытаются не просто запечатлеть животных в своих работах. Большинство мастеров живописи, пытаются придать образам животных чувственные образы и в некотором смысле очеловечить животный мир.

Анималистика является наиболее древнем направлением изобразительного искусства, и известна человечеству ещё со времен древнего Египта. Художники во все эпохи существования живописи, использовали разные стили художественного искусства, для отображения чувственного мира животных. Анималистика проявляется как в стилях барокко, рококо, так и в европейском сентиментализме и романтизме. Наиболее известными художниками этого направления являются: Роберт Бейтман, Джордж Стаббс и фламандский живописец Франк Снейдерс.

Абстракционизм: живопись абсурда

Абстракционизм, как отдельное направление в живописи, возник в 1910 году. Именно в это время, русский художник Василий Кандинский, написал свою первую абстрактную акварель. Мотивацией для абстрактного концепта художника, послужили работы Клода Моне, которым Кандинский придал формы абсурдности и беспредметности. С этого фиксированного момента, художественные стили и направления в изобразительном искусстве, начали радикально отходить от классических форм описания реальности.

Художники-абстракционисты играют с цветом, оставляя форму «за бортом» своих экзистенциальных интерпретаций. Для абстракционизма характерны яркие цвета, причудливые нагромождения геометрических фигур, лучей и линий. Именно яркая абсурдность, по мнению художников, должна вызвать у зрителя эмоции. Именно эмоциональность абстракционизма, как стиля, сближает его с классическим импрессионизмом. Абстракционизм в разное время, как стиль живописи, был популярен у таких художников как: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Барнетт Ньюманн, Франтишек Купка, Александр Архипенко, Юрий Злотников.

Выключение предметности из живописи ставит, естественно, очень большие требования — способности переживать чисто художественную форму. От зрителя требуется, стало быть, особое развитие в этом направлении, являющееся неизбежным.

Василий Кандинский «Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве».

Стиль Барокко: искусство Возрождения

Термин барокко имеет итальянскую этимологию слова и в целом характеризует что-то неправильное и искаженное. Барокко, это не только стиль в изобразительном искусстве. Это целое направление в католической схоластике и европейской философии XVII- XVIII веков.

Сам термин барокко, как идея, — означает определенные взгляды на мир и онтологический статус человека. В таком смысле, барокко, это искажение привычного содержания в схоластике идеализма и реализма. На уровне изобразительного искусства, это приобретает формы номинализма, где искажаются привычные черты предметов и человеческого тела.

Но эти искажения не уводят художника за рамки привычных форм, как в картинах абстракционизма. На картинах художников стиля барокко, мы по прежнему видим привычные нам описания сюжетных линий с чувственной импрессией. Но внимательный наблюдатель может заметить, что с человеческими лицами и фигурами что-то не так. Есть небольшое и малозаметное искажение классических форм. Иными словами, стиль барокко является завершением эпохи классицизма. Именно через барокко, мир изобразительного искусства получил новое и порой причудливое, экзотическое развитие. Примеры художников, которые писали в этом стиле: Рембрандт, Питер Пауль Рубенс, Ян Вермеер Делфтский, Антонис Ван Дейк и Паоло Веронезе.

Ванитас: декаданс стиля барокко

Направление художественного искусства ванитас, тесным образом связано с европейским декадансом. Основным центром этого направления живописи, считаются Нидерланды XVII века. Именно в эти времена развивался европейский стиль барокко. Нужно отметить, что Ванитас, это не отдельный стиль живописи, а сюжетное направление барокко. Ванитас имеет латинскую этимологию и буквально переводится как тщетность. Стили и направления в художественном искусстве часто обращаются к стихии разрушения, смерти и увядания. Ванитас, это тот жанр, где все вышеперечисленные качества находят свой апофеоз.

Что хотели выразить в своих картинах художники этого направления живописи? Ванитас натюрмортный жанр, для которого характерно изображение черепов, гнилых фруктов, увядающих растений и прочей символики энтропии материального. Тем самым, мастера ванитас, подчеркивали тщету человеческого существования и уход человечества от бога.

Такой уход связан как с идеями номинализма того времени, так и общим экзистенциальным статусом обычного европейца. Иными словами, ванитас является фиксированной точкой европейского художественного и философского историала. Именно в нем и в картинах таких художников, можно увидеть реакцию человека на переход европейского мира от парадигмы традиции, в мир прогресса и научного мировоззрения. Художники направления ванитас: Абрахам ван Бейерен, Винсент Лауренс ван дер Винне и Адриан ван Утрехт.

Художественный Ренессанс или европейское Возрождение

Французское слово «renaissance», часто переводят как «возрождение». Такое Возрождение, характеризует целую эпоху европейской философской мысли XIV-XVI века. Именно в это время, антропоцентризм человека выходит на первый план, не только в схоластике, но и в художественном искусстве. Для этого стиля характерно отображение человека на первом плане в сюжетной линии, а также реализм фигуративных образов. Сама атмосферность картин художников европейского Ренессанса говорит о том, что человек это венец природы, призванный подчинять себе материю и использовать её в благих целях. Стили и направления в художественном искусстве повсеместно стали использовать субъектный человеческий образ, только после того, как такой ренессанс постулировали в мире философии.

Яркими представителями художественного Ренессанса являются такие художники как: Иероним Босх (1450-1516), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Сандро Боттичелли (1447-1515) и Леонардо да Винчи (1452-1519).

Современный гиперреализм: чувственность в деталях

Современное течение гиперреализма в изобразительном искусстве, известно с конца 90-х годов, XX века. Но сам термин появился в далеком, 1973 году. Термин гиперреализм впервые использовался для названия выставки в бельгийском городе Брюсселе. На выставке выставлялись как работы именитых фотореалистов, так и молодых художников, которые впоследствии вошли в плеяду известных мастеров гиперреализма.

Отличие стиля гиперреализма от реализма:

Гиперреализм максимально сближает изображение картины с фотоснимком, с помощью специальной техники, в отличии от работ реалистов, в которых эксплицитно можно различить классические методы живописи. Кроме этого, если живопись реализма просто описывает объекты в своей сюжетной линии, то гиперреализм придает сюжетам чувственное и субъективное начало. Эта чувственность исходит из самой глубины художника-гиперреалиста. Иными словами гиперреализм, это преодоления реализма.

Гиперреализм и фотореализм:

Фотореализм, как и гиперреализм, старается придать максимальный эффект схожести своих работ, — с фотоснимком. Но по своей сюжетной линии и ее подаче, фотореализм, больше напоминает классический реализм прошедших эпох. Иными словами описывает реальность. Гиперреализм в отличии от последних стилей, придает и акцентирует внимание на деталях лица или предмета, стараясь раскрыть его основную суть, с помощью чувственной интерпретации самого автора.

Художники гиперреалисты: Готфрид Хельнвайн, Чак Клоуз и норвежец Трулс Эспедаль.

Художественный Дивизионизм в живописи

Дивизионизм происходит от французского слова «division» и буквально означает «разделение». Также, этот стиль называют пуантилизм (Pointillisme), что в переводе с французского означает «точечность». Картины художников этого стиля, выполнены четкими мазками в виде точек и квадратов. В задачу мастеров такого стиля, входит придания зрительного эффекта целостности общего фона и стимулирование эмоций у зрителя, что сближает его с неоимпрессионизмом.

Художники жанра дивизионизма: Жорж Сёра (1859 – 1891), Поль Синьяк (1863-1935) и Ипполит Птижан.

Импрессионизм, как впечатлительный стиль изобразительного искусства

Многие стили и направления в изобразительном искусстве, берут свое начало во французском импрессионизме конца XIX века. Термин «импрессионизм» (impression), в переводе с французского означает «впечатление». Первыми такую терминологию стал использовать критик и журналист Луи Леруа, для описания работ художников, которые присутствовали на выставке «Салон отверженных».

Для импрессионистов характерны сюжетные линии городов, природы, морских пейзажей и обычной культуры человеческого быта. Иными словами, в картинах импрессионистов нельзя встретить как философских аллюзий, так и религиозных мотивов. Импрессионизм старается вызвать чувствительность у зрителя, за счет яркой палитры цветов. Поэтому импрессионизм, это чувства мгновения или первого впечатления от увиденного.

Наиболее известные художники импрессионисты: Константин Коровин, Клод Моне, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Эдуард Мане.

Художественный классицизм: идеальный эстетический эталон

Классицизм, это не только художественное направление в мировой живописи. Также, классицизмом принято считать философские школы времен Платона и Аристотеля и особый вид литературы. За образец классицизма, как правило берутся античные образы и формы, времен древнегреческих мистерий. Эталон художественных образов, в картинах художников классицизма, это эстетика вечности и неизменности. Красота человеческого тела здесь понимается на основании культуры и эпох древности. Считалось, что и мено в те времена, человечество было ближе к божественному и вечному и таким образом лучше понимало красоту окружающего мира.

Художники классицизма: Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Пьер Огюст Ренуар и Робер Лефевр.

Конструктивизм: художественный аскетизм в живописи

Конструктивизм, как особое направление в художественном искусстве, появился в 20-х годах, XX века, в Советской России. По сравнению с футуризмом и авангардом, конструктивизм выделяется своей аскетической палитрой цветов и простыми геометрическими формами, часто выраженными как орудия труда. Юная советская власть, в этот период, пыталась найти собственный и оригинальный стиль искусства, который бы отличался от западных школ живописи. Но в 30-х годах XX века, конструктивизм стал вне закона, в советской живописи, так как был сильно похож и напоминал абстракционизм буржуазной Европы.

Знаковые художники конструктивизма: Александр Родченко, Любовь Попова, Эль Лисицкий.

Кубизм: объемные формы в изобразительном искусстве

Кубизм, это авангардное течение в изобразительном искусстве начала XX века. Задача кубизма состоит в минимизации, как чувственных форм, так и впечатлений от сюжетных линий. Термин происходит от французского слова «cube». С точки зрения технического исполнения, кубизм является воплощением объемных форм на плоскости и пытается уйти от человеческого классицизма, импрессионизма, оставив только голую форму, как кантовскую «вещь в себе». Впервые слово «кубисты» было употреблено художественным критиком Луи Вокселем, в 1908 году, как насмешка над художниками, изображавшими предметы в виде геометрических линий.

Художниками этого направления живописи являются: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Рене Магритт и Аристарх Лентулов.

Минимализм: творческая простота в живописи

Минимализм, как отдельное направление изобразительного искусства, возник в США, в середине 60-х годов, XX века. Для этого стиля характерна простота подачи сюжета и общий атмосферный реализм, сведенный к минимальной чувственности. Минимализм является реакцией мира изобразительного искусства США, на направление поп-арта, с его сюрреалистическим шиком и броским художественным смыслом. Иными словами, художники этого направления, сознательно ограничивают себя, тем самым пытаясь донести до зрителя своих работ самую простую идею, лишенную субъективности.

Также стоить отметить, что у минимализма есть как темная, так и светлая сторона. Такая простота этого стиля живописи совершенно не случайна. Тем самых художники этого направления, пытаются заставить стороннего наблюдателя заполнить пустоту своих работ — собственными чувственными образами. С другой стороны, теневая сторона минимализма, показывает всю пустоту современного мира, с его технократией, атеизмом и низкой социальной культурой.

Художники минималисты: Ив Кляйн, Ал Хелд, Эльсуорт Кляйн, Кеннет Ноланд.

Художественный стиль Ню: идеал красоты и совершенства

Свое начало художественный стиль Ню берет в XVII веке. Именно в эпоху Возрождения, возникает направление в живописи, где на первый план выходит фигуративный образ, часто в обнаженном виде, но обязательно с мифологическим или религиозным сюжетом.

Позже, такие художественные идеи начинают связываться с сенсуализмом, как единственным достоверным восприятием реальности и женская красота теряет свое небесное измерение. Иными словами, уже в XX веке, стиль Ню приобретает номинальные признаки красоты женского тела и становится популярным в широком обществе. Стараясь избавиться от вульгарности, художники стиля Ню пытаются раскрыть красоту женского тела, с помощью теней и иногда оригинальной палитры цветов. А также придать этому направлению живописи, качество настоящего искусства. Ню имеет французскую этимологию слова и часто переводится как «обнаженный».

Наиболее известные художники стиля Ню в изобразительном искусстве: Андерс Цорн, Сальводор Дали, Ирина Верпета, Анри Матисс и другие.

Стиль поп-арт: живопись потребления

Направление поп-арта, как изобразительного искусства, зародилось в 50-х годах XX века. Термин происходи из английской этимологии и выражения «popular art», что буквально означает популярное искусство. Художники поп-арта воспроизводят в своих картинах жизнь и предметы общества потребления. Начиная от бутылок coca-cola и заканчивая автомобилями. А также образами известных деятелей киноиндустрии и политики.

Считается, что художественный поп-арт является американским культурным кодом. Но зародился он в Великобритании. Именно английские художники, после хаоса второй мировой войны, стали изображать недостижимые идеалы потребления, в своих работах. В 1952 году, в Лондоне, основывается творческое объединение «Independent Group» (IG). Которое включает и обобщает многих живописцев этого направления. Официальный статус, как термин и направление современной живописи, поп-арт получил в 1962 году, на симпозиуме в Нью-Йоркском музее современного искусства.

Поп-арт, как концептуальное направление современного искусства, является реакцией на слишком сюрреалистичные работы художников абстракционистов. Если абстракционизм нивелирует вещь до её абсурдности, то поп-арт её утверждает. Направление поп-арта считается основой того, что в мире сетевых технологий XXI века, получило название «Мем».

Для поп-арта характерно смещение масштаба, коллажи, ирония, и помещение массовой культуры в новый контекст. Также художники этого направления имитируют рекламные банеры, слоганы и используют яркие цвета и наборы фотографий.

Наиболее известными художниками поп-арта являются: Энди Уорхол, Дэвид Хокни, Джаспер Джонс и Мортон Уэйн Тибо.

Художественный реализм: максимализм реальности

Реализм, как отдельное направление художественного искусства, возник в XIX веке. Стили и направления в изобразительном искусстве того времени, были ангажированы идеализмом мастеров эпохи Возрождения. Именно в это время, французскому живописцу Гюставу Курбе отказали в презентации его картины «Мастерская художника», на всемирной выставке изобразительного искусства в Париже. Комиссия по отбору, сочла картину художника выходящей за рамки классического академизма и идеализма. После этого французский художник разбил палатку возле выставки и назвал эту акцию «Le Realisme» (Реализм). С этого примечательного факта, впоследствии и образовалось особое направление живописи, под названием реализм.

Мастера этого направления пытаются достичь предельной точности изображения, без чувственных преувеличений импрессионизма и эстетический эталонов классицизма. Реализм является предтечей таких современных направлений живописи как гиперреализм и фотореализм. Широкую популярность стиль реализма получил и в среде русских художников.

Наиболее известные русские художники этого направления: Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Поленов, Василий Суриков и Исаак Левитан.

Рококо в живописи: грациозная легкость сюжета

Рококо является антиномией художественного стиля барокко. Если для последнего характерны черты торжественности, триумфа и величия, то рококо — это легкость передачи сюжета и фигуративных форм в живописи XVIII века. Идеологемы этого направления изначально определяли фаворитки короля Людовика XV и XVI (1722-1792). Именно женщины заложили эпикурейскую легкость и интимность в работы художников стиля рококо. Рококо считается изобразительной основой, которая в современном мире преобразовалась в глянцевые журналы моды. Стили и направления в изобразительном искусстве, которые ориентируются на постулирование красоты женского тела, образа и привлекательности, формировали свои современные идеи именно из жанра рококо.

Наиболее известные художники этого направления: Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан-Марк Натье, Элизабет Виже-Лебрен, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Джованни Баттиста Тьеполо, Пьетро Лонги, Бернардо Беллотто, Аделаида Лабиль-Гиар.

Стиль фэнтези в изобразительном искусстве

Фэнтези имеет английскую этимологию и буквально переводится как «фантазия». Этот жанр уходит корнями в глубину греческой мифологии и на каждом этапе развития человеческой цивилизации, получал новое дыхание. Для фэнтези характерен мифологический и фантазийный сюжет борьбы героев с силами зла и тьмы.

На всем протяжении развития этого эпохального жанра, стили и направления в изобразительном искусстве пытались вобрать в себя суеверия и религиозные идеи настоящего времени. Итальянский живописец Раннего Возрождения, Витторе Карпаччо, изображал в своих картинах не только царственных особ, но и мифологических драконов и существ потустороннего мира, как в его картине «Дочь императора Гордиана».

Иероним Босх в работе «Сад неземных наслаждений», показывает религиозный Парадиз, пропущенный через призму фантазий самого автора. Испанский художник XVIII-XIX веков, Франсиско Гойя, баловал себя сюжетами сатанинских полчищ, духов, ведьм и приведений, основываясь на своих католических взглядах.

Современный мир фэнтезийной живописи вобрал в себя как элементы поп-арта, так и классические сюжеты стиля барокко, преобразованные через чувственную импрессию, в реалистичный мир голливудского кинематографа и популярных комиксов. Современное фэнтези, это мир, который каждый художник старается сделать реальностью. Это эффективно показал такой мастер художественного фэнтези, как Джон Хоу.

Нужно отметить, что если художники прошлых эпох, на основании своих религиозных взглядов, отображали сюжетные линии, в которых экзотические существа могли существовать в какой-то другой реальности. То современное фентази состоит целиком из фантазий самих художников, которые заставляют поверить, что эти миры действительно существуют.

Наиболее яркие представители художественного фэнтези: Джон Хоу, Жан Жиро, Фрэнк Фразетта, Ханнес Бок, Артур Рэкхем, Джон Тенниел, Томас Майбанк, Эдмунд Дюлак, Борис Вальехо, Джули Белл и Максфилда Пэрриша.