Календарь Пирелли (Pirelli) является знаковым феноменом в мире шоу-бизнеса и Высокой моды. Его пикантные изображения граничат с порой откровенным эротизмом и отражают сам дух времени. Это издание представляет из себя настенный отрывной календарь, но некоторые версии издаются также и в журнальном виде. Его небольшой эксклюзивный тираж распространяется только среди знаменитостей, а цена зависит от года издания и порой оценивается в баснословные суммы.
Календарь Пирелли: история создания
В 1962, итальянской компании по производству шин «Pirelli», приходит гениальная мысль, связанная с рекламой своего продукта. Предприимчивые итальянцы решили рекламировать шины путем эротического календаря с логотипом бренда. Предполагалось, что со временем календарь будет в каждой кабине дальнобойщика, скрашивая досуг водителей в дальних поездках. Однако сама идея была не новой — еще во время Второй мировой войны, стали издаваться пин-ап плакаты и календари пикантного содержания с идеальными красотками, которые украшали кабины летчиков и водителей.
Совершенно очевидно, что претенциозная публика водителей и любителей легкой эротики, восприняла новый календарь достаточно прохладно, поэтому компании нужно было принимать срочные меры, для увеличения интереса к своим рекламным публикациям. Спасения приходит в виде полного пересмотра самой идеи и вместо рабочего класса, календарь «Пирелли» начинает реализовываться среди интеллигенции.
1960-е годы: изменение концепта
Для реализации нового проекта календаря, в начале 60-х годов, был приглашен британский фотограф Роберт Фриман, который уже успел отметится двумя обложками для группы «Битлз» и был узнаваем в мире музыкантов и Лондонской субкультуры. Начиная с этого периода, каждый ежегодный релиз календаря, сопровождался выставкой, которая имела оглушительный успех — ведь в то время, даже обнаженные женские плечи подвергались осуждению большей частью консервативного населения. Однако благодаря творческой поддержке людей искусства, — календарю было сделано исключение и издание стало позиционировать себя как общественный «продукт», которое имет внутреннее содержание и собственный философский код.
Конец 1960-х годов: обретение тонкого смысла
В 1968-1969 годах дизайнером календаря становится другой английский фотограф — Гарри Печчинотти, который превращает его в настоящее произведение искусства. Вместе с дизайнером Дереком Бердсоллом, он сосредотачивает внимание зрителя на крупных изображениях женских губ, пряди волос на шее и на профиле при ярком освещении. Несмотря на видимое отсутствие эротизма, работы Печченоти признаются одними из самых ярких маркеров женской сексуальности того времени.
1970-е годы: классические образы эротики
Семидесятые годы 20-го века были золотым временем для популярного календаря. В этот период фотографии для «Пирелли», начал делать Франсис Джакобетти — известный своими работами по журналу «Playboy», а также как режиссер и сценарист эротической киноленты «Эмануэль 2» (1975). В это время издание возвращается к классическому жанру легкой эротики в стиле самого Джакобетти — желанные девушки на фоне пляжа, моря и нетронутой природы.
Во время нефтяного кризиса на Ближнем востоке, журнал на время сворачивает свою деятельность, так как не хватает финансирования, но в начале 1980-х годов, издание вновь начинает претендовать на первые места в сегменте эстетического искусства женского тела.
Календарь Пирелли в 1980-е годы: динамика движения и чернокожие фотомодели
В этот период, для создания новой концепции календаря был приглашен художник и фотограф Норман Паркинсон, близко знакомый с английской королевской семьей. С легкой руки Паркинсона, фотографии обретают динамику движения.
Любопытно, что сам сюжет фотографии стали придумывать студенты художественного колледжа, делая набросок на бумаге — и только после этого, фотограф создавал аналогичный сюжет с позирующими моделями. Такой подход к искусству фотографии давно практиковался в иллюстрации книг фантастики и фэнтезийного жанра и впервые получил свое развитие в эротическом искусстве.
В конце 80-х годов, консервативная Великобритания была немало удивлена появлением в календаре темнокожих красавиц. Нужно отметить, что в отличии от 21 века, в те времена найти в Лондоне чернокожую девушку было сложно — поэтому фотосессии происходили в Нигерии.
1990-е годы: интеграция с миром Высокой моды
В начале 1990-х годов, календарь начинает жить персоналиями мира Высокой моды. В 1994 году проходит яркая фотосессия издания на Багамских островах, в которой участвуют такие супермодели, как Хелена Кристенсен, Синди Кроуфорд, Карен Александер и Кейт Мосс. Именно в этот период, — съемки для этого календаря, становятся символом успеха для каждой начинающей фотомодели.
Календарь Пирелли в 21 веке
С начала нулевых годов в эротических снимках издания, начинают «засвечиваться» и звезды шоу-бизнеса, такие как Дженнифер Лопес, Пенелопа Крус, Софи Лорен, Джулианна Мур и Милла Йовович. В 2015 году «Pirelli» опять меняет и дополняет свой формат. Теперь на его страницах появляются женщины, который внесли большой вклад в мировую историю культуры и спорта: поэтесса Патти Смит, Йоко Оно, теннисистка Серена Уильямс, писательница Тави Гевинсон, стендап-комик Эми Шумер и китайская актриса Яо Чэнь — это далеко не весь список влиятельных женщин мира, которые отметились в этом эротическом календаре.
Сейчас календарь «Пирелли» является тем маркером свободы, в котором сам дух эротики является искусством, предназначенным для того, чтобы люди начали понимать — женская красота не имеет ограничений по возрасту, социальному статусу или цвету кожи. Издание распространяется только ограниченным тиражом по подписке и количество выпущенных ежегодных экземпляров достоверно неизвестно.