Художник Ансельм Кифер: неоэкспрессионизм послевоенной эпохи

Немецкий скульптор и художник Ансельм Кифер (Anselm Kiefer) является одним из самых ярких живописцев и творческих людей послевоенной Европы. Основной темой работ Кифера всегда остаются экзистенциальные вопросы, которые поднимались в обществе после Второй мировой войны.

Неоэкспрессионизм германского живописца воспринимается неоднозначно в основном в вопросах Холокоста. Этого тяжелого прошлого человечества, которое до сих пор оказывает влияние на настоящие. Восхищаясь поэтическими работами Пауля Целана, который также раскрывает тему ужасных преступлений фашизма против человечности, Ансельм Кифер начал диалог между поэзией и художественным искусством, придавая осмысленность своему творению зачастую через поэтические образы стихотворцев послевоенного периода.

Anselm Kiefer. Фото
Художник Ансельм Кифер

Биография Ансельма Кифера

Ансельм Кифер родился 8 марта 1945 года, в немецком городе Донауэшинген. Этот город был военным гарнизоном во время Второй мировой войны и для юного Кифера руины часто служили местом его игровой площадки. Что значительно повлияло на творчество художника в дальнейшем.

Его отец был учителем живописи. Это помогло Ансельму сформировать свои взгляды на художественное искусство еще с детства. После окончания школы, Ансельм Кифер поступил на филологический факультет Университета Фрайбурга, а также начал брать уроки живописи в художественной академии Дюссельдорфа.

В начале 1970-х годов, имея уже диплом о высшем образовании в области живописи, художник Ансельм Кифер поселился в городе Хорнбах. Несколько стесненный в денежных средствах, Кифер основал свою художественную студию в здании полуразрушенного кирпичного завода.

Именно там он сделал свои первые работы в духе антифашистского направления. Этот период творческой биографии Ансельма интересен тем, что он создал целую серию снимков под названием “Оккупация”. На фотографиях из разных стран, таких как к примеру Швейцария, Италия или Франция, стоял Кифер в немецкой военной форме периода Третьего Рейха.

Этим поступком художник призывал всех граждан ФРГ и ГДР, помнить об уроках Второй мировой войны и преступлениях нацистов против человечества. Впоследствии некоторые свои фотографии художник Ансельм Кифер реализовал и на холсте.

Экзистенциальное искусство Ансельма Кифера

Немецкий художник Ансельм Кифер часто выражал свое экзистенциальное отношение к миру и как скульптор. Особенно внимательного рассмотрения заслуживает его работа-объект “Перепись населения”, выполненная в духе абстракционизма и скульптурного неоэкспрессионизма Фрэнка Стеллы. “Перепись населения” представляет из собой два огромных шкафа со свинцовыми книгами весом в 32 тонны. К листам книг приклеены семена разных растений.

Тем самым Кифер старался донести до человечества идею так называемого “тяжелого свинца” или “темной ночи души”, хорошо известно по работам средневековых алхимиков. Кроме свинца в своих работах, немецкий художник часто использует различные материалы, такие как солома, зола, глины и шеллак.

Anselm Kiefer. Арт-объект. Книги из свинца.
“Перепись населения” 1991

Неоэкспрессионизм Ансельма Кифера и поэзия Пауля Целана

Черное молоко рассвета мы пьем на закате
мы пьем его в полдень, Смерть — это старый немецкий маэстро,
мы пьем его утром и в ночь мы пьём его жадно
Смерть — старый немецкий маэстро, его глаза цвета льда.
Он метко тебя прошивает свинцовою пулей, он точен
В том доме мужчин, злато кос твоих Маргарита
на нас он спускает собак и в ветре последний приют наш
играет с змеёю и дремлет смерть — этот старый немецкий маэстро

Злато кос твоих Маргарита
Пепел кос твоих Суламифь

— Пауль Целан (перевод Ирина Либерман)

Маргарита и Суламифь

Кифер зачастую приписывал поэзии Пауля Целана основополагающую роль в формировании его интереса к прошлому Германии и жестокости Холокоста. Художник часто посвящал ему свои картины. Нужно отметить, что две из его самых известных работ, — “Твои золотистые волосы, Маргарита” (1981) и “Суламифь” (1983), взяты непосредственно из самой знаковой и символической поэмы Целана “Фуга смерти” (Todesfuge), которая выражает “свинцовую” и тяжелую атмосферу концентрационного лагеря.

В этих картинах Кифера основным смысловым полем являются две абстрактные женские фигуры, которые противоположены по сюжету в поэме и выступают в роли ее центральной метаморфозы. С одной стороны, Маргарита с ее каскадом светлых арийских волос. С другой — Суламифь, еврейская девушка, чьи черные как смоль волосы указывают на ее семитское происхождение, но которые имеют цвет пепла.

Для этих работ художник использовал масло, эмульсию, дерево, шеллак, акрил, а также солому. Обращение к женским образам в работах немецкого живописца не является случайностью. Таким образом художник придает феминный эвфемизм тому страшному наследию человечества, которое раскололо все общество на две части. И только женская красота, пускай мрачная и тяжелая, но незабытая совсем, может исцелить людей от этого адского ужаса фашистского концлагеря.

Anselm Kiefer. Маргарита.
 “Твои золотистые волосы, Маргарита” 1981
Anselm Kiefer. Суламифь.
“Суламифь” 1983

Художник Ансельм Кифер единственный живописец и арт-скульптор, чьи работы имеют постоянную экспозицию в Лувре. Его неоэкспрессионизм послевоенной эпохи широко известен в мире авангардного искусства. Персональные выставки Кифера открыты по всему миру, включая Россию, Францию и Великобританию.

Читайте также: Современные художники мира

Картины Anselm Kiefer. Экспрессионизм.
Поездка на Вислу 1980
Художник Ансельм Кифер. Арт-объект.
Salt of the Earth 2011
Художник Ансельм Кифер. Арт-объект. Самолет.