Художник Фрэнк Стелла: минимализм “черной живописи”

Американский художник Фрэнк Стелла (Frank Stella) известен не только своими работами в стиле абстрактного минимализма и экспрессионизма. Стелла является одним из немногих мировых художников этого направления, кто интенсивно экспериментирует в жанре комбинированной живописи, а также создает абстрактные скульптуры неправильной формы.

Содержание:

Фрэнк Стелла

Биография Фрэнка Стеллы

Художник Фрэнк Стэлла родился 12 мая 1936 года в Малдене, штат Массачусетс. Будущий мастер абстрактной живописи изучал историю в Принстонском университете. В 1958 году Фрэнк переехал в Нью-Йорк, для развития своей творческой карьеры. Именно в этом городе Стелла погрузился в мир абстрактного экспрессионизма. Его кумиром стал в те времена культовый мастер художественной экспрессии и поп-арта Джаспер Джонс.

Первые свои картины художник писал интерьерной краской, используя малярные кисти. Часто это были огромные полотна, где геометрический рисунок формировался на основании незакрашенных линий. Именно Фрэнк Стелла однажды сказал фразу, которая стала знаменитой в разговорах о современной живописи: “То, что вы видите, – это то, что вы видите”.

В последующие десять лет Фрэнк Стелла реализовался как достаточно известный художник минимализма и в 1959 году состоялась его первая выставочная экспозиция в “Музее современного искусства” Нью-Йорка. На этой выставке (МоМА), под названием “16 американцев” присутствовала и его одна из самых знаковых работ “Брак разума и убожества II”.

“Coxuria” 1997

Первая персональная выставка художника прошла в 1960 году, в “Leo Castelli Gallery”, Нью-Йорк. В начале 1960-х годов Стелла расширил свое применение света и стал создать работы с флуоресцентным эффектом. На период конца 1970-х годов, мастер абстрактного минимализма экспериментировал с яркоокрашенными медиа-рельефами, включая в работы элементы арабески. В начале 1980-х годов художник начал делать архитектурные формы из таких материалов, как алюминий и стекловолокно.

Между 1985 и 1997 годами, художник Фрэнк Стэлла приступил к несвойственному его творчеству проекту. Стелла создал приблизительно 260 работ, включая гравюры, скульптуры и рельефы, посвященные трудам писателя Германа Мелвилла.

Значительно позже Стелла начала создавать отдельно стоящие скульптуры. Его “Надутая и деревянная звезда”, сделанная из алюминия, оцинкованной стали и тикового дерева , по прежнему вызывает противоречивые чувства. Скульптура установлена перед Королевской академией искусств в Лондоне.

Скульптура “Надутая и деревянная звезда” Лондон

Минимализм “черной живописи” художника Фрэнка Стеллы

Можно предположить, что художник Фрэнк Стелла принадлежит к одним из самых влиятельных мастеров минимализма и пост-абстракционизма в современном искусстве. Стелла также является профессиональным креатором комбинированной живописи и скульптуры. Американский живописец использует абстрактную форму цвета и композиции для формирования собственной истории.

Такая история или повествование не может по замыслу Фрэнка Стеллы ограничиваться правильными геометрическими фигурами. Даже искаженные линии художник считает чем-то ненужным в своих работах, что также ограничивает его творчество. Поэтому к идеям классического минимализма мастер и добавляет технику комбинированной живописи.

В каждой из своих работ Стелла рассказывает историю фигурами. Но эта история не является буквальной. Свой творческий рассказ художник пропускает через призму взаимодействия форм и цветов. Именно такой синтез создает повествовательный смысл в его картинах и “скульптурах”. Возникает четкое впечатление, что фигуры в каждом его творении текут и движутся, что придает им смысл жизни и даже динамического процесса.

“Pergusa Three from 
Circuits” 1983

“Черные картины” Фрэнка Стеллы

Самыми известными работами художника являются четыре картины, которые входят в серию “Черные картины Стеллы”.

При написании одной из таких картин, как “Брак разума и убожества”, мастер работал руками, тем самых предвосхищая современную “пальчиковую живопись”. Художник с помощью эмалевой краски создавал два одинаковых набора черных полос. Каждая из которых была размером в ладонь самого художника. Черные полосы пересекались с неокрашенной поверхностью, подчеркивая двухмерность картины и ее симметричность. Вся серия его “черной живописи” предназначена для разрушения пространственной иллюзии.

Читайте также: Современные художники мира

Музей современного искусства” Нью-Йорка 1959. Экспозиция картины “Брак разума и убожества”