Американский концептуальный скульптор-инсталлятор и художник Джефф Кунс (Jeff Koons) является ярким представителем современного поп-арта. Инсталляции Кунса порой носят скандальный и провокационный характер, возведенный в ранг высокого искусства. Концептуальные скульптуры мастера поп-китча выражают неизменную трансцендентность стиля, запечатленного вне времени, где пространство расположения фигур, всего лишь сосуд для его собственного самолюбования. Однако именно таким трансцендентным эгоизмом Кунс поставил под сомнение все традиционное искусство, постулировав своими творчеством яркую эпоху постмодернизма.
Биография Джеффа Кунса
Художник Джеф Кунс родился 21 января 1955 года, в городе Йорк, штата Пенсильвания, США. В 1976 году Кунс получил степень бакалавра, закончив Колледж искусств Мэрилендского института в Балтиморе.
Проработав некоторое время брокером на Уолл-Стрит и вдохновленный творческой карьерой короля поп-арта Энди Уорхола, молодой художник создает арт-студию в нью-йоркском районе Сохо. Задачей студии, как и «Серебряной Фабрики» Энди, являлось создание предметов современного искусства, поставленного на поток и продаваемого после выставочных экспозиций с аукциона.
На данный момент этот проект Джеффа Кунса превратился в большую коммерческую корпорацию «Jeff Koons LLC».
Кунс делает акцент на непрерывности образов, которые проходят сквозь время и имеют потребительские свойства обычных продуктов, журнальных изображений, бытовой техники, пропущенные через призму чувственных символов сексуальности и трансцендентности. Начиная с 1978 года, художник Джефф Кунс за десят лет создает шесть серий своих китчевых инсталляций, которые принесли ему славу короля современного концептуального поп-арта.
- 1978-79 год: Надувные фигуры (Inflatables). Серия состоит из виниловых надувных цветков, расположенных перед зеркалами для увеличения объемного эффекта.
- 1979-80 год: Пред-новый (Pre-New). Одна из самых интересных серий работ Кунса, которая включает в себя чайники, тостеры и кофейники размещенные на стене с ламповой подсветкой разной тональности.
- 1980-87 год: Новый (New). Эта коллекция художника является повторением серии «Pre-New», с такой же люминисцентной подсветкой. Состоит в основном из пылесосов и полировщиков полов, заключенных в стеклянную коробку, сильно напоминающую витрину в магазине бытовой техники.
- 1983-93 год: Равновесие (Equilibrium). Надувные шлюпки и акваланги из бронзы, баскетбольные мечи в аквариуме — это далеко не весь список трансцендентной серии поп-арт инсталляций Джеффа Кунса.
- 1986 год: Роскошь и деградация (Luxury and Degradation). Одна из самых малопонятных серий американского художника, которая состоит из алюминиевых ведер, стальных моделей железнодорожных платформ и постеров рекламы алкоголя выполненных в духе художника-постмодерниста Ричарда Принса.
- 1986 год: Скульптура (Statuary). В этот период Кунс сделал десять классических бронзовых и стальных скульптур, начиная от фигуры американского комика Боба Хоупа, мифологических троллей и заканчивая известным Кроликом из нержавеющей стали.
Эпатажный период творчества художника Джеффа Кунса
Начиная с 1988 года, Кунс начинает создавать провокационные для традиционного общества инсталляции. Его серия «Банальность» (Banality), выполненная в фарфоре, полихромной древесине и позолоченном дереве, зачастую вызывает неоднозначную реакцию в консервативных кругах. Фарфоровый Майкл Джексон изображен с обезьяной, Иоанн Креститель с поросенком, а сами работы в целом носят нескрываемый бунтарский стиль остракизма.
Масло в огонь неприятия творчества Джеффа Кунса подлила его следующая серия «Сделано на небесах», 1991 год. В этих работах американски художник сосредоточился на реализации своих чувственных отношений с его тогдашней женой Анной Еленой Сталлер (Чиччолина), актрисой взрослого жанра. Его скульптуры из стекла, такие как «Джефф ест Илону», «Кушетка» и «Фиалка-Лед», буквально дышат атмосферностью сексуальной сцены и не у многих поклонников Кунса хватило смелости назвать это трансцендентным и высоким искусством.
Искупавшись в лучах славы самого маргинального художника-инсталлятора постконцептуализма, Кунс создает серию работ рассчитанную на широкую публику, мастерски раскрывая свои навыки творца современного нео-арта. Его крупномасштабные гиперреалистичные скульптуры серии «Празднование» 1994 года, выполнены в анимационном и детском наивном стиле, рассчитанном на широкое потребление.
В 2000 году, берлинская галерея «Deutsche Guggenheim» анонсировала его новую коллекцию работ под общим названием «Легкое развлечение» (Easyfun). Коллекция является продолжением «Празднования», но в этих работах Кунс использует как более сложные концептуальные аллюзии, так и более оригинальные материалы скульптур, выполненные в сочетании углеродного волокна, нержавеющей стали и хрустального стекла.
Современный период творчества Джеффа Кунса
С 2002 года, художник Джефф Кунс продолжает свой диалог и заигрывания с мировой поп культурой, постоянно презентуя новинки в серии «Попай» и делая имитации масштабных надувных игрушек из полихромного алюминия. Отдельно нужно отметить его работы под общим наименованием «Халк Элвис» 2004 года. Именно в них Кунс реализуется как настоящий и классический живописец направления поп-арта.
Художник работает с маслом и холстом, еще один раз доказывая свои профессиональные качества короля современного поп-авангарда. В 2013 году Кунс обращается к классическим скульптурам и образам древнегреческий мистерий, делая многочисленные работы, которые он назвал «Пристальный взгляд шара». Фигуры выполненные из гипса, изображают классические образы Венеры, Деметры, Аполлона, но с одной трансцендентной деталью — шаром из ярко-синего стекла, который находится в разных местах этих фигур и символизирует вечность.
На данный момент Джеф Кунс является одним из самых дорогих художников современности. Лоты его работ, продаваемые с аукционов порой достигают астрономических сумм. Так его работа «Кролик» из серии «Statuary» 1986 года, выполненная из нержавеющей стали, размером 104,1 x 48,3 x 30,5 см — была продана на аукционе Christie за 91.1 миллион долларов.